Типы и виды тактильных книг

1. Комплекс признаков, отражающих жанровые и иные особенности издания, позволяет выделить два основных типа тактильных рукодельных изданий:

  • Ассоциативные издания – издания, формирующие связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Эти издания являются альтернативным вариантом плоскопечатных книг с цветными изображениями (сказки, стихи, рассказы и т. п.);
  • Дидактические издания – издания, предназначенные для помощи в обучении, развитии, воспитании, реабилитации и реабилитации детей. К числу таких изданий относятся, например, издания с макетами предметов, направленные на социально-бытовую адаптацию: «Гигиена тела», «Поможем маме — уберем сами» и др. Подготовка таких изданий осуществляется при непосредственном участии тифлоспециалистов.

2. Виды изданий по материальной конструкции:

  • К книжному виду относятся издания в виде блока скрепленных в корешке листов печатного материала любого формата в обложке или переплете. Текст (художественный или познавательный), набранный рельефно-точечным шрифтом Брайля и/или укрупненным шрифтом, сопровождается рельефными рисунками и/или объемными изображениями.
  • Книжки-игрушки предназначены для детей дошкольного возраста, выполняют информационную и игровую функции. В них к минимуму сведены текстовые материалы и максимально расширены иллюстративные и игровые компоненты, способствующие сенсорному, умственному и эстетическому развитию детей. Сохраняя все признаки книжного издания, тактильные рукодельные книжки-игрушки могут иметь необычную конструктивную форму, могут быть книжки-ширмочки, книжки-вертушки, книжки-панорамы, книжки-фигуры, книжки-поделки и др.
  • Комбинированные издания состоят из набора двух и более материальных носителей информации, сюжетно связанных между собой и композиционно дополняющих друг друга. Наряду с книжным изданием комбинированные могут включать записи текста на аудиокассетах и/или компакт-дисках, а также пособия с объемными изображениями и рельефными рисунками, которые дополняют изложенную в книге информацию.
  • Комплектное/комплексное издание представляет собой совокупность изданий, собранных в папку или футляр и имеющих общее заглавие. В состав комплектного/комплексного издания, как правило, входят: текст произведения, напечатанный рельефно-точечным шрифтом Брайля; «говорящая» книга с записью текста на аудиокассетах или компакт-дисках; текст произведения, напечатанный укрупненным шрифтом; тактильное рукодельное пособие. Используя их, читатель имеет возможность выбрать в каждой конкретной жизненной ситуации наиболее приемлемый для себя формат.
3. Классификация тактильных книг по возрастному признаку:
  • Книги 1-ой ступени сложности (для самых маленьких) должны быть напрямую связаны с жизнью ребенка (одеванием, умыванием, едой). Их задача – сделать понятным функциональное значение предметов, с которыми малыш контактирует каждый день. Для детей до 1 года – без текста, с использованием шумовых эффектов, запахов, игровых моментов. Для детей от 2 до 4 лет – книги могут быть с текстом. Цель книг 1-ой ступени сложности – способствовать формированию запаса элементарных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и умению соотносить контур и рельеф с объемом.
  • Книги 2-ой ступени сложности (для детей 5-6 лет) адресованы детям, у которых уже накоплен определенный запас представлений о предметах, сформировано умение соотносить контур и рельеф с объемом. В изображении предметов обозначается больше подробностей. Может быть использован простейший сюжет, например, любимая и знакомая сказка. Рельефное изображение выполняет роль наглядного пособия и источника знаний. Цель книг 2-ой ступени сложности – обогащение и детализирование запаса представлений о предметах и явлениях окружающего мира; развитие познавательных процессов мышления у ребенка.
  • Книги 3-ой ступени сложности (для старших дошкольников и младших школьников) содержат  замкнутый сюжет, связанный с определенным персонажем. Персонаж может быть подробно детализирован или более условен. Цель книг 3-ей ступени – углубление развития познавательных процессов мышления у ребенка.

Архив