Понятие тактильной книги
Тактильное рукодельное издание – самостоятельно оформленный документ, созданный без применения или с минимальным применением технических средств и предназначенный для восприятия содержащейся в нем информации через тактильные ощущения.
Главная функция тактильной книги – помочь слепому или слабовидящему ребёнку в обследовании и восприятии окружающего мира. Главная и конечная цель создания и использования тактильных книг состоит в приобщении детей к миру книжной культуры.
Назначение тактильных книг:
1. Тактильные рукодельные книги способствуют развитию сенсорных и умственных способностей ребенка, его абстрактного мышления, что весьма ценно для формирования компенсаторных навыков познания окружающего мира.Кроме того, хорошо выполненная тактильная книга способствует формированию у ребенка интереса к книге.
2. Тактильная книжка дает возможность слепому малышу «читать». Процесс этот применительно к незрячему малышу состоит в том, что тактильная книга позволяет ему ориентироваться на страницах в соответствии с текстом.
3. Очень важным является игровой момент: прослушав сказку, ребенок может «пересказать» ее при помощи имеющихся объемных иллюстраций или съемных предметов. Этот процесс превращается в увлекательную игру, у ребенка появляется возможность для фантазии: дети часто сочиняют свои собственные сказки, используя при этом иллюстрации, с которыми они познакомились в этих книгах. Это позволяет развивать устную речь, делать ее более связной и осмысленной.
4. Знакомство с различными предметами, о которых ребенок неоднократно слышал, развивает его образное мышление и пополняет багаж представлений о мире. Это особенно важно, учитывая тот факт, что незрячий человек вынужден воспринимать мир лишь через доступные ему анализаторы, и у него формируется, вместо привычного для зрячего человека образно-понятийного мышления, понятийно-образное.
5. Если рассматривать эту книгу с позиции развития мелкой моторики, то, да, она полезна и детям с церебральным параличом. Она поможет и ребенку с аутизмом. Она будет интересна всем этим детям. Потому что в процессе каких-то конкретных предметных действий, тренирующих определенную функцию, все внимание ребенка постепенно обратится к содержанию этой книги.