Конструктивные особенности тактильных книг

1. Иллюстрации

Иллюстрации в изданиях для детей способны не только удовлетворить любознательность ребенка, расширить его представление об окружающем мире, но и стать источником радости. Прежде чем приступить к созданию объемного/рельефного изображения, следует оценить степень его полезности для тактильного обследования и выбрать отвечающие поставленным задачам изобразительные средства. В практике специальных библиотек для создания иллюстраций к книгам и пособиям используются следующие виды изобразительных средств:

  • объемные модели, специально созданные или подобранные в качестве иллюстрации к тексту;
  • барельефные изображения;
  • аппликационные изображения;
  • рельефные изображения (силуэтные и контурные), а также различные комбинации перечисленных видов изобразительных средств.
Основные требования к объемной иллюстрации:
  • контраст фона и предмета по цвету и на ощупь должен быть предельно четким;
  • для более точного узнавания предметов (а также для формирования у ребенка адекватных представлений об этих предметах) изображения должны быть максимально реалистичными, чтобы у ребенка не складывалось искаженного представления об окружающей его действительности. Например, при создании образа собаки следует показать все четыре лапы, два уха, хвост и т. п. Все части тела человека или животного должны иметь правильное пропорциональное соотношение;
  • следует избегать сложных ракурсов в изображении предметов;
  • материал, используемый для создания объекта обследования, по своей фактуре должен соответствовать реальным предметам или быть максимально к ним приближен;
  • цвета в изображении людей, животных и предметов должны соответствовать естественным, т. е. природным;
  • при повторении какого-либо персонажа/предмета на нескольких листах/страницах издания следует сохранять единый размер изображаемого объекта, чтобы ребенок не путал его с другим предметом;
  • рекомендуется размещать на листе/странице небольшое количество предметов, чтобы ребенок мог сконцентрировать свое внимание на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали;
  • при размещении на одном листе/странице двух и более предметов следует соблюдать естественные пропорции изображаемых объектов. Например, кошка и мышка не должны быть одного размера;
  • изображаемый объект не должен превышать размера детской ладони;
  • следует избегать мелких деталей, трудных для тактильного обследования ребенком;
  • в целях развития моторики и усиления игрового компонента рекомендуется использовать съемные предметы, прикрепленные к странице с помощью шнурков, липучек, кнопок и т.п., а также всевозможные карманы, мешочки, кошельки, которые можно открывать и закрывать, что-либо в них класть и вынимать;
  • в ряде случаев целесообразно делать подвижными отдельные детали обследуемого объекта, что повышает ценность иллюстрации в смысле формирования у ребенка предметной деятельности и/или образов действия.

2. Обложка

  • для изготовления обложки рекомендуется использовать легкий картон, обтянутый мягкой, приятной на ощупь тканью спокойных тонов, не раздражающих и не перегружающих зрение ребенка: белого, синего, серого, зеленого, обычную плотную или брайлевскую бумагу;
  • не рекомендуется изготавливать обложку издания из пестрых материалов (ткани, бумаги, картона), т.к. шумовой фон затрудняет прочтение необходимых титульных сведений;
  • надписи на обложке издания выполняются ярким четким шрифтом без утончений (например, Arial) полужирного прямого начертания кеглем не менее 20 пунктов. При исполнении надписей в технике аппликации, вышивки, бисероплетения, буквы должны прочно крепиться и иметь четкий контур;
  • не рекомендуется в качестве материала для создания обложки использовать термобумагу с воспроизведенным на ней плоскопечатным текстом, т.к. полученное выпуклое буквенное изображение не имеет четкого контура и вызывает трудности при тактильном обследовании обложки;
  • во избежание потерь съемных предметов или деталей, использованных в иллюстрации, следует создавать обложку, застегивающуюся на пуговицы, липучки или завязывающуюся на тесемки;
  • на последней странице обложки следует поместить карман для методических, практических рекомендаций по использованию издания, аудиоматериала, записанного на компакт-дисках, а также идентификационного листа, содержащего информацию об издании, и других необходимых материалов.
3. Страница
  • страницы издания могут быть как бумажными (обычная плотная или брайлевская бумага), так и изготовленными из легкого картона, обтянутого тканью;
  • цвет ткани, используемой при изготовлении страниц, должен отвечать тем же требованиям, что и для изготовления обложки;
  • уголки страницы следует делать закругленными;
  • для укрепления страницы следует использовать кант, желательно более яркого или темного, чем основной фон, цвета, контрастирующего с основным фоном. Такое оформление облегчает использование дефектного зрения при восприятии иллюстрации и повышает качество этого восприятия;
  • внизу каждой страницы для распознавания верха и низа издания прочно пришивается выпуклая тесьма или шнурок;
  • не рекомендуется склеивать вместе отдельные страницы с воспроизведенным на них брайлевским текстом, т.к. под влиянием влажности и температурных факторов бумага может покоробиться, что затруднит процесс чтения текста.

Архив